Практикум по грунтовкам

Для обозначения грунтовых дорог предназначен признак Unpaved. В приложении в настройках Navigation / Dirt roads можно задать свои предпочтения, разрешать ли включать такие дороги в маршруты. Можно разрешить их использование, можно избегать их всегда, а можно разрешать только небольшие (до 300 метров) участки и избегать более длинные. В зависимости от проходимости автомобиля, сезона и настроения, можно выбрать для себя - рисковать подвеской или жечь лишний бензин на объездах.


Работает это так: за пересечение участка Unpaved, если по настройкам его надо избежать, добавляется 1 час штрафного времени. Последовательные сегменты с установленным признаком образуют один участок. По сути так же работают нетранзитные типы дорог, только для них штрафное время добавляется за смену типа дороги, а здесь за изменение признака.

На практике оказывается, что и бывают и асфальтированные участи дорог, разбитые настолько, что может возникнуть желание избегать их использования, и грунтовки бывают разные по качеству - от ровных и ухоженных до совсем печальных. В связи с этим Unpaved, что дословно означает "без покрытия", в локализации перевели более обобщённо "плохое покрытие". 

Для совсем плохих, заброшенных дорог предусмотрен отдельный тип дорог Off-road / Not maintained - это те дороги, которые мы не рекомендуем к использованию (не рекомендуем водителям по ним ездить, а не редакторам их рисовать). Для остальных типов дорог признак Unpaved подразумевает, что обычный автомобиль по такой дороге проехать сможет. Может не захотеть, но в нормальных обстоятельствах не застрянет. В отличие от типа Off-road где такие проблемы могут быть. Это сам по себе нетранзитный тип со штрафом, как говорят, в 3 часа, но для верности им лучше делать лишь тупиковые отводы, избегая даже гипотетической возможности сквозного проезда. Просто обозначаем, что, какая-то дорога тут есть. Если не ищете приключений, то лучше поехать другой дорогой.

Подход к установке флажка несколько отличается для разных масштабов - для детальных дорог и для трасс. В любом случае исходным  является деление на асфальтированные и неасфальтированные, но на уровне улиц и проездов можно себе позволить как буквальное деление, так и субъективное, без особых строгостей - на свой вкус. 

Для трасс необходимо внимательно следить за неразрывностью участка Unpaved, чтобы на одном ребре графа он был единым. Если необходимо осознанно добавить штраф, переходов может быть и больше, главное, чтобы их количество не увеличивалось неконтролируемо. У нас зачастую встречается такое: 

В этом примере идёт грунтовое шоссе, проходит несколько населённых пунктов, в каждом из которых дорога заасфальтирована. Если сделать буквально, "что вижу, то пою", не уследив за количеством переходов, то получается такая картина (выделены сегменты со снятой галкой, а все остальные Unpaved).

Здесь, с настройкой избегать длинные грунтовки, каждый такой переход даёт час штрафа, в результате чего наблюдаем такую маршрутизацию:


Тот же маршрут, разрешая грунтовки

Другой маршрут в тех же краях, избегая длинные грунтовки:

И он же, разрешая грунтовки:

Получается, что вместо того, чтобы избежать грунтовки, мы получаем объезд через просёлочную дорогу (севернее), которая не обрастает асфальтом в населённых пунктах. Чтобы исправить маршрутизацию, приходится и на нашем шоссе по всей продолжительности ставить признак Unpaved, невзирая на отдельные асфальтированные участки.

Можно привести и обратный пример. Маршрут Ямок - Волкино в кратчайшем варианте содержит в себе три участка грунтовки - один над развязкой с М11, грунтовка Апраксин Бор - Ручьи, там в границах населённого пункта асфальт, а далее опять грунтовка - и на карте всё отмечено как есть. Поскольку вариантов объезда по ближним просёлкам тут нет, альтернатива строится с объездом на три часа и двести километров, и оказывается первой в списке, а кратчайший маршрут за на час с небольшим и 63 км отодвигается, поскольку срабатывают три штрафных часа. И в этом случае, если бы не было такой разрывности в населённом пункте, то, даже вариант через грунтовку сработал бы даже при настройке избегать грунтовки. Не хватило бы штрафного времени. 

Отзывы о грунтовом участке Вдицко - Огорелье довольно нелестные [https://vk.com/club178734745]. Трёхчасовой объезд может оказаться предпочтительнее, что может зависеть и от погоды, и может измениться со временем, но на то и предпочтения в настройках. И всегда надо и заранее прикидывать, и после проверять, что получится.


Раньше приходилось обходиться без флажка Unpaved и для того, чтобы хоть как-то отличить между собой асфальтированные шоссе от грунтовых, их делали типом ниже, что было довольно неудобно. На этом де примере большая часть шоссе сделана Minor highway, как региональное шоссе, но грунтовая часть как была, так и остаётся Primary street. Более более низкий тип при увеличении дальности маршрута начинает выпадать из рассмотрения не доходя ни до оценки времени, ни до учёта предпочтений. Возьмём более далёкий пункт назначения, и участок с Primary street начинает выпадать из предлагаемых вариантов.
Теперь нет необходимости понижать тип для грунтовых шоссе. Можно придерживаться принципа, что тип дороги это её роль, а не ширина и не качество. Выбор маршрута будет сделан исходя из статистике и личных настроек. На этом же примере ситуация не выглядит критичной, всё пока оставляю как есть. В дальнейшем - посмотрим.

---

Иногда можно встретить рекомендацию не использовать Unpaved на дорогах с типом выше Street, либо использовать строго только для Street. Это была рекомендация на первое время для переходного периода, когда Unpaved в виде галки только-только появился - это начало 2017 года, а до того момента был один отдельный тип дорог Dirt road, к которому на 100% относилось всё то, что мы сейчас можем сказать про Street с установленным Unpaved. И этот тип был на все случаи жизни, когда нужна была грунтовка. Уже через пару месяцев разобрались, и Влад написал статью Где использовать тип дорог “Проселочная дорога (Off-road)” и где дорогу с атрибутом “Плохое покрытие”? https://help.waze.su/index.php?solution_id=1046 где изложил по сути те же тезисы, они до сих пор сохраняют актуальность. Замечу лишь, что "просёлочная дорога" это всё-таки не про покрытие, а про роль. Просёлок -  дорога между сёлами, но менее важная, чем шоссе. Зачастую грунтовая, иногда совсем плохая, но даже если заасфальтировать, она так и останется просёлочной.

Признак Unpaved сочетается с любыми типами дорог. Тип дороги выше Street связан с дальностью маршрутов, но не с шириной и не с качеством покрытия.
Бывают и на федеральной трассе грунтовые участки, и иногда их можно объехать. Например, на трассе А215 (тип дороги Major highway) у границы Ленинградской и Вологодской областей в отзывах пишут такое: "необходимо повернуть в сторону Вознесенья (ни в коем случае не ехать прямо на Ошту)"  [https://autostrada.info/ru/highway/P-37/]. Вскоре после развилки трасса становится грунтовкой - ставим Unpaved, и, поскольку дальше тоже будет продолжаться грунтовка, то дополнительно на границе областей делаем фрагмент со снятым флажком Unpaved, чтобы на этом отрезке всегда добавлялся штрафной час. 
При стандартной настройке маршрут строится в объезд, избегая грунтовку, даже если по оценке времени он кажется дольше. Если разрешить грунтовки, то поедет согласно оценке времени. Если прямо быстрее, то прямо. Если читать дальше отзывы о дороге, то пишут, что дальше ещё хуже. Предлагают объезды кто через Челябинск, кто через Пудож. Для этого можно было бы подобрать нужное штрафное время количеством переходов с галкой/без. 

---

Ходили слухи, будто Unpaved не работал на PLR. Это не так. Unpaved работает со всеми типами дорог. Возможно, стоит обратить внимание на ситуацию, когда в одном узле происходит и смена типа, и смена галки. На примере ниже во дворе меняется только галка, и поведение маршрута вполне предсказуемое. 

Покрытие там на самом деле везде одинаковое. Изначально это была попытка подкостылить маршрут, чтобы оптимизировать точку въезда. Если разрешить грунтовки, или избегать только длинные, то получается довольно длинный путь внутри двора. Так и было всегда вначале.


Если избегать грунтовки, то маршрут строится в объезд по улицам и заходит во двор по кратчайшему пути. Участки, отмеченные Unpaved, работают как разделители, жёстко разграничивающие квартал на зоны. 


Такая идея на практике оказалась довольно сомнительной. Такого жёсткого деления лучше вообще избегать, а использование при знака Unpaved может не сработать из-за малой длины, если настроено избегать только длинные. 

Из одной части квартала в другую маршрут строится с выездом на улицу. Штрафное время за Unpaved и за PLR считается одинаковым - один час, но здесь совершенно однозначно приоритет оказывается у Unpaved. 

UPD 2020 12 21
Встретилась ситуация, когда в одном узле происходит одновременно и смена галки, и смена типа с нетранзитного - в данном примере с Narrow street, что даёт порядка 8 или 10 минут штрафного времени. По всей видимости, этот штраф не суммируется со штрафом на смену галки unpaved, а вытесняет его. Поскольку его величина меньше, выезд через Narrow street, вместо того, чтобы быть менее приоритетным, напротив, оттягивает на себя основной маршрут.

Чтобы проверить это, можно было бы попробовать разнести смену галки и типа в две разные точки. Например, сделать часть narrow street yнепосредственно примыкающую к шоссе без галки unpaved.

(будет дополнено по мере тестирования)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Двойные повороты через перемычку до 15 метров

Пример "засыпающего" и "умирающего" маршрута через street

Ликбез по прилегающим территориям